265-й ОПАБ
Музей обороны Ленинграда.
А.Б.Прядехин, Д.А.Медведев, М.И.Салаев, "Страницы
летописи Великой Отечественной войны", том 7, Ленинград, 1986
Е.Надеинский
"Скрипка Ротшильда"
Их было трое – трое друзей, трое студентов композиторского факультета
консерватории, трое бойцов народного ополчения: Вениамин Флейшман, Заур Гаглоев
и Александр Катакин. Их жизненный, и ратный путь был недолог, но честен, и
долг свой они исполнили до конца. В сентябре 1941 года друзья получили приказ
перекрыть дорогу, ведущую из Красного Села на Ленинград. Гитлеровцы рассчитывали
с ходу прорваться на этом участке: знали, что противостоят им не кадровые
части. Но одна за другой захлебывались атаки, подступы к дзоту, который обороняли
трое музыкантов, устилали все новые трупы фашистских солдат. В конце концов
врагу удалось окружить огневую точку. Несколько раз предлагали они крохотному
гарнизону сдаться. Ответом были пулеметные очереди. Тогда фашисты пустили
в ход огнеметы. Но темп наступления уже был потерян, наше командование получило
время на подтягивание основных сил, и обстановку под Красным Селом удалось
стабилизировать.
Вениамин Флейшман был самым любимым учеником Д.Д. Шостаковича. Уходя на фронт,
молодой композитор перевязал бечевкой рукопись клавира недавно оконченной
оперы "Скрипка Ротшильда" и попросил родных передать ее на сохранение
в Ленинградскую композиторскую организацию. "Берегите "Скрипку Ротшильда"!
– с тревогой взывал Дмитрий Дмитриевич, словно предчувствуя скорую гибель
ученика. После войны он разыскал клавир оперы и сделал инструментовку. В 1960
году опера впервые прозвучала в Москве в концертном исполнении.
"Потеря Флейшмана ощущается нашим музыкальным поколением, – писал много
лет спустя соученик Вениамина Георгий Свиридов – Это был человек возвышенного
строя души, с благоговением относившийся к искусству". А Шостакович называл
его композитором огромного таланта.
Рукопись оперы "Скрипка Ротшильда" – одна из самых драгоценных реликвий
школьного музея.