Главная страница

Список текстов

"Память"

Г. РОХЛИН
инженер-строитель

ПО КОМАНДЕ ИЗ «ТАНЦЕВАЛЬНОГО ПАВИЛЬОНА»

Сегодня в Ленинграде на улицах Московского и Кировского районов можно увидеть мощные доты военных лет, сохраненные как памятники. Один из них стоит на Ленинском проспекте в Дачном, напротив универмага, на нем крупно написано: «1941—1945». Не так уж много людей сегодня могут поведать о том, как строились эти оборонительные сооружения. Мне же довелось принять в этом самое непосредственное участие.
Началось все с того, что мне, как и другим начальникам военно-строительных организаций, было предписано прибыть в Гатчину. Приехали мы туда ночью, утром представители трех строительных управлений явились в местный танцевальный павильон. В его помещении был организован штаб по руководству оборонными сооружениями. Возглавлял его И. А. Гришманов (много спустя, после войны, — заместитель председателя Исполкома Ленсовета, а затем министр промышленности стройматериалов СССР).
Всем нам было дано одно задание: строить мощные железобетонные доты на подступах к Гатчине. Тут же выдали чертежи. Мы, в частности, должны были строить дот в районе Мариенбурга, около завода бумагоделательного машиностроения имени Рошаля.
Каждый дот представлял собой прямоугольную коробку размером внутри примерно 3Х4 метра. Стенки его были толщиной в метр, перекрытия — в полтора метра. В перекрытиях укладывалось семь рядов металлической арматуры. В переднюю стенку дота вмонтировалась чугунная литая амбразура весом в полтонны. На задней стенке — металлическая дверь на мощных петлях и запорах.
Дот заглублялся в землю на уровне нижней кромки арматуры. Внутри к амбразуре прикреплялась комбинированная пушка с пулеметом, которая могла двигаться в разные [74] стороны посредством шестерен и маховика. Внутри были также смонтированы перископ и ручной вентилятор с выводной трубой наружу для закачивания свежего воздуха. Обходиться без вентиляции было нельзя, ибо в доте стояла невероятная духота.
Вместе с производителем работ А. Н. Дьячковым и ста рабочими разных специальностей мы и приступили к строительству. Подвезли щебень, песок, доски и арматуру. На подготовительные работы — рытье котлованов, установку опалубки, заготовку и вязку арматуры (она производилась проволокой, вручную, сварки у нас тогда не было), а также на монтаж бетономешалки, подвозку воды уходило три дня. При этом работали в две смены.
Бетонирование шло беспрерывно, в три смены. На это уходило двое суток. Когда бетон доходил до отметки низа амбразуры, ее устанавливали при помощи тали. В это же время бетонирование продолжалось, мы делали боковые и заднюю стенку. После конца этих работ маскировали дот, а рабочие Кировского завода монтировали внутри него пушку. Поскольку мы применяли цемент быстросхватывающийся, высоких марок, дот сразу же после окончания строительства входил в строй. Судьба дота
Затем я получил задание построить второй дот на въезде в Гатчину, у Киевского шоссе, а затем третий — на выезде [75] из Пушкина у деревни Карпикюле. Каждый из них сооружался ровно за неделю — 7 дней.
Вы можете спросить: причем же здесь танцевальный павильон? Но дело в том, что время было военное. Мы стремились сохранять секретность работы. В силу этого на всех указаниях и распоряжениях, которые я получал письменно, стоял гриф: «Танцевальный павильон». И во всех наших разговорах фигурировал не «штаб», а именно «танцевальный павильон». Так это было.

наверх

Список текстов

Главная страница

Сайт управляется системой uCoz