Главная страница

ПОМАЗАННОГО Павла Евдокимовича,
ПОМАЗАНОВОЙ Надежды Павловны.

<...>
Наступила ночь. Отец приехал на велосипеде домой, к нам, остался ночевать. Уже все спали, когда раздался стук в окно хозяина, а потом в окно нашей комнаты. Это был красноармеец, который привёз из штаба записку отцу. Отец сел на велосипед и уехал в штаб. Возвратился он глубокой ночью и сразу же сказал маме: "Немедленно собирай вещи, поднимай детей, утром за вами придёт автомашина и отвезёт на железнодорожную станцию, поедете в Тырву. Собери мои вещи в чемодан. Взял собранный мамой чемодан и вновь уехал в штаб. Мы собрались, но машины всё не было. Приехал отец на эмке. Его было не узнать. Лицо как-то почернело, один глаз налился кровью. Мама поинтересовалась, что у него с глазом. Отец ответил: "Это нервное".
- Ты отдохни, пока я приготовлю завтрак - предложила мама отцу.
- Нет, не надо. Отдохнули мы теперь надолго. Вот-вот может начаться война с Германией. Детям ничего не говори. Скажи, что в Тырву приехали в гости дедушка с бабушкой, и поэтому вы уезжаете.
Отец очень нервничал и торопился, а машины всё не было. Оказывается все машины батальона ушли к границе, а единственная оставшаяся срочно ремонтировалась. Наконец пришла машина. В ней уже сидели незнакомый маме лейтенант с женой. В автомашине почему-то оказался чемодан отца, который он увёз ночью в штаб. Отец рассердился, переложил чемодан в эмку, положил в машину наши вещи, поднял на руки и посадил меня, куда уже сели мама с сестрой. Он так торопился, что даже не поцеловал нас на прощанье.
Было утро 19 июня 1941 года.
Приехали на станцию Шяуляй. Взяли билеты, мама с бойцом /с нами ехал в машине боец батальона, который вёз в Тырву какое-то имущество батальона/ отправились оформлять багаж. Пришёл поезд, мы были уже в вагоне, а багажную квитанцию всё не выдавали. Поезд тронулся и мама с бойцом остались на станции. Мама бросилась к коменданту станции. Он успокоил её, что билет её со следующей станции вернут, а поскольку с детьми, т.е. с нами, едет лейтенант с женой /они ехали в Ригу/, то он поручит лейтенанту доставить детей в Тырву. Это поручение было выполнено, и мы с сестрой приехали в Тырву вместе с лейтенантом 20 июля. Так как поезд ходил один раз в сутки, мама приехала в Тырву 21 июня 1941 года, просидев на станции сутки.
22 июня 1941 года в Тырве с утра было солнечно и жарко. Радуясь хорошей погоде, семьями отправились загорать на лужайку недалеко от дома. Только расположились, как послышался сильный гул: над нами, высоко в небе появилось множество тяжело гудящих самолётов, шедших на восток. Прибежал из штаба посыльный, встревоженно сказал, что с Германией идёт война, всех жён командиров приглашают в штаб батальона. Началась подготовка к эвакуации.
<...>
И единственный присланный из города Бугуруслан по запросу Отрадненского райвоенкомата, документ, извещающий: "Старший политрук Помазанный Павел Евдокимович пропал без вести в июне 1941 года".